Материально – техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

 

 Учебно-методическое обеспечение                                                       

Учебно-методический комплект соответствует учебно-методическому комплекту основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС

     В него входят:

• основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»;

•комплексно-тематическое планирование;

• пособия по управлению и организации работы в дошкольной организации;

• пособия по инклюзивному образованию;

• методические пособия для педагогов по всем направлениям развития ребенка;

• наглядно-дидактические пособия;                                             

• рабочие тетради;

• комплекты для творчества.

С сентября 2015 года в детском саду реализуется образовательная программа дошкольного образования, используются информационные технологии, создана комплексно-тематическая система планирования образовательной деятельности с учетом направленности реализуемой образовательной программы, возрастных особенностей воспитанников, которая позволяет поддерживать качество подготовки на достаточно высоком уровне.

В  детском саду постепенно пополняются учебно-методические средства в соответствии с требованиями ФГОС и новым законодательством.

1. Организация повседневной жизни и воспитание детей.

Для всех возрастных групп представлены:

- режим дня в детском саду и дома;

- комплексы упражнений для утренней гимнастики;

-  комплексы  гимнастики пробуждения

- рекомендации для формирования у детей умения общаться, культурно-гигиенических привычек и привычек культурного поведения;

- рекомендации для целесообразного одевания детей с учетом возраста и погоды.

Наглядный материал по этим разделам собран в виде картин, альбомов, комплектов слайдов, CD дисков и игр.

Для развития у детей умения ориентироваться в пространстве, их речи и свободной художественной деятельности имеется:

- материалы для обучения правилам уличного движения (атрибутика, учебные игры, картины, CD диски, транспаранты и пр.);

- комплекты для экспериментирования с различными материалами (дерево, металл, пластмасса, ткани, мрамор, стекло и т.д.);

- методические рекомендации для ознакомления детей с сезонными явлениями природы, а также для ознакомления их с живой и неживой природой;

- различные предметы прикладного искусства, картины, иллюстрации к книгам и пр.;

- различные средства для ознакомления детей с цветом и различными формами.

2. Труд.

Весь имеющийся материал классифицируется по основным типам труда детей:

- самообслуживание (одевание, умывание, уход за волосами и ногтями, уборка места игры и труда и пр.);

- работа в быту (дежурство и пр.);

- труд в природе (сад, уголок природы);

- изобразительная деятельность (ознакомление с различными материалами, обучение простым приемам труда, ручной труд);

- учебная работа.

По различным видам труда имеется:

-  перечень средств труда для различных возрастных групп;

-  рисунки инструментов труда;

- фотографии, альбомы, конспекты, статьи об опыте организации работы детей, об обучении приемам труда.

- фотоальбомы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых

3. Игра.

Этот подраздел включает:

- методические рекомендации по вопросам организации и руководства всеми видами игр (творческая игра, игра с правилами и т.д.);

- репродукции произведений искусства (картины, комплекты открыток и пр.);

-картотеки игр,

- настольные и словесные игры, настольные конструкторы;

- материалы для проведения учебных игр: небольшие игрушки из различного материала (звери, птицы, животные, куклы, их одежда, национальные костюмы и пр.), народные игрушки (матрешки и пр.), небольшие предметы домашнего обихода, дидактическая кукла (40 см и больше) с полным комплектом одежды на различные времена года, мебель, соответствующая размерам куклы (стул, стол, кровать, шкаф) и посуда.

4. Занятия.

Этот раздел объединяет средства и материалы для реализации учебно-воспитательных задач на занятиях в ДОУ:

- большие картины;

- маленькие картинки (открытки) в качестве раздаточного материала (как с изображением отдельных предметов, так и тематические);

- тематические альбомы, папки, комплекты иллюстраций;

- аудиозаписи, слайды;

- сборники загадок, пословиц, шуток, словесных игр;

- программная детская литература.

Для развития элементарных математических представлений:

- демонстрационный материал (ознакомление с множеством и числом, с величиной и формой, ориентирование в пространстве и времени);

- раздаточный материал (один комплект на каждого ребенка);

Для изобразительной деятельности:

- альбом с работами по лепке, аппликации и декоративному рисованию;

- комплект картин в соответствии с тематикой изобразительной деятельности;

- комплект средств для художественного творчества (в расчете на одну группу);

- нетрадиционные средства для изобразительной деятельности.

Для музыкального воспитания:

- методические рекомендации для проведения музыкальной деятельности в различных возрастных группах;

- наглядные пособия для обучения песням и танцам;

- музыкальные обучающие игры;

- детские музыкальные инструменты;

Для физического воспитания:

- методические рекомендации для проведения занятий;

- конспекты занятий;

- картотеки подвижных игр;

- атрибуты к подвижным играм;

- необходимый спортивный инвентарь;

- нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия.

Спортивный инвентарь, необходимый для проведения занятий, хранится в зале, а также имеется в группах в «Уголках здоровья».

5. Праздники и развлечения.

Для организации и руководства работой в этой области:

- методические рекомендации;

- календарь праздников;

- сценарии праздников и развлечений;

- костюмы;

- аудиозаписи;

- персонажи и атрибутика для кукольного театра;

- музыкальные инструменты, музыкальные игрушки;

- музыкальная аппаратура: музыкальный центр, синтезатор, мультимедийный проектор с большим экраном.

6. Сотрудничество с семьей.

Имеются следующие материалы:

- план работы родительского комитета;

- план работы родительских клубов, консультативного пункта;

- план родительских собраний;

- материалы тематических выставок (фотографии, картины, статьи и пр.);

- консультации для родителей;

- презентации по работе родительских клубов.

7. Сотрудничество со школой:

- план работы со школой;

- методические рекомендации по формированию у детей положительного отношения и интереса к школе.

8. Распространение педагогического опыта.

 - программы открытых мероприятий и материалы к ним (доклады, конспекты, презентации).

Вся учебно-методическая литература расположена по образовательным областям. В методическом кабинете организуются постоянные и эпизодические выставки, такие как «Новинки педагогической литературы», «Современные здоровье сберегающие технологии» и др. Ведётся тетрадь учёта выдачи методической литературы. 

Всё оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям, требованиям безопасности.

Воспитатели совместно с родителями планируют организацию группового пространства в соответствии с требованиями к развивающей предметно-пространственной среде ФГОС ДО.

Ежегодно в нашем дошкольном учреждении ведётся планомерная работа по обеспечению образовательного процесса учебной литературой и иными методическими ресурсами:

- пополнение ассортимента книг в детских библиотеках;

- приобретение и изготовление  дидактических игр и пособий;

- приобретение оборудования для экспериментирования;

- костюмерная ДОУ пополняется  костюмами для детей и взрослых.

 - методический кабинет пополнилняется  методической литературой,  дидактическими и развивающимися играми, видеоматериалами.

 

Информационное обеспечение.

 Информационно-методическая деятельность ДОУ состоит из: формирования банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической); ознакомления педагогических работников с новинками педагогической литературы на бумажных и электронных носителях; с опытом инновационной деятельности; информирования о новых направлениях в развитии дошкольного образования, образовательных программ; новых пособиях; учебно-методических комплектах; видеоматериалах; рекомендациях; нормативных и локальных актах; современных методических материалах.

С целью взаимодействия  между участниками образовательного процесса (педагоги, родители, дети, общественность), создан официальный сайт ДОУ, на котором размещена информация, определённая законодательством. Имеется Положение о сайте ДОУ, приказ о назначении ответственного за размещение информации на сайте.

С целью осуществления взаимодействия ДОУ с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими учреждениями и организациями, подключен Интернет, активно используется  электронная почта, сайт, электронная почта для работы с заявлениями родителей

В текущем учебном году воспитатели и их воспитанники активно участвовали во всероссийских дистанционных конкурсах методических материалов и творческих работ через сеть Интернет:», «МААМ.RU», «Инфоурок». Педагоги и их воспитанники получили дипломы и сертификаты участников.

Информационное обеспечение существенно облегчает процесс документооборота, составления отчётов, документов по различным видам деятельности ДОУ, проведения самообследования, самоанализа, мониторинга качества образования;  делает образовательный процесс  более содержательным, интересным, позволяет использовать современные формы организации взаимодействия педагогов с детьми, родителями (законными представителями).

 Старший воспитатель и методист по научной работе оказывают методическую поддержку педагогам в использовании ИКТ, развивая их творческий потенциал. Для этого в ДОУ созданы необходимые условия:

  • Музыкальный зал оснащён музыкальным центром, электронным синтезатором, проектор мультимедиа с экраном.
  • В группах имеются телевизоры, ноутбуки. мультимедийные проекторы, интерактивные доски.
  • Методический кабинет оборудован компьютерным местом с выходом в интернет,  ноутбуком имеется принтер с функциями ксерокса и сканера.
  • Кабинет заведующей оборудован ноутбуком, принтером с функциями ксерокса и сканера.

Материально-техническая база.

  После капитального ремонта в ДОУ создана современная  материально-техническая база и насыщенное предметно-развивающее образовательное пространство. Оборудование используется рационально, ведётся учёт материальных ценностей, приказом по ДОУ назначены ответственные лица за сохранность имущества. Вопросы по обеспечению сохранности и санитарного состояния материально-техническому оснащения рассматриваются на рабочих совещаниях, общих собраниях трудового коллектива.

Площадь на одного воспитанника соответствует лицензионному нормативу и составляет не менее 2 кв.м  на   каждого ребёнка дошкольного возраста и не менее 2,5 кв.м на каждого ребёнка раннего возраста.

МБДОУ детский сад № 1 "Светлячок" функционирует в помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности, а так же психолого-педагогическим требованиям к благоустройству дошкольных учреждений.  МБДОУ – отдельно стоящее, кирпичное, двухэтажное здание. Имеется центральное отопление, водопровод, канализация. Установлена охранно-пожарная сигнализация , на территории  ведется видеонаблюдение ( 6 камер).

     Педагогический блок: - 6 групповых помещений,  каждое из которых состоит из: групповой комнаты, спальной комнаты, приемной, моечной, туалетной;

     Кабинеты и залы:

-кабинет заведующего ДОУ;

-методический кабинет;

- музыкально- физкультурный зал,

- кабинет учителя-логопеда

     Медицинский блок: кабинет медсестры, процедурный кабинет, изолятор

     Хозяйственный блок: пищеблок, прачечная, гладильная, подсобные помещения, овощехранилище, энергоузел, техническое подвальное помещение, пост дежурного вахтера.

     Кадровый и финансовый блок: кабинет заведующего хозяйством.

 

     Технические средства обучения и воспитания. 

В учреждении имеется:

 2 компьютера, 5 ноутбуков, 2 медиапроектора, 1 переносной экран, 3 принтера, 2 сканера, 2 музыкальных центра, 2 плазменных телевизора, 2 интерактивных доски.

 

     Территория детского сада имеет: ограждение, 6  прогулочных участков с полным комплектом игрового оборудования на каждую группу ( теневой навес, песочница, качели  ,беседка. горка, качалки), , баскетбольную площадку, , мини- перекресток, хозяйственный двор, сад, 4 цветника, площадку для  сушки белья, мини-полигон  для сбора мусора. Все подъездные пути и дорожки  по периметру здания асфальтированы .Прогулочные участки групп отделены живой изгородью из кустарника спиреи.

    Спортивная площадка. 150 кв.м., баскетбольная площадка,. 2 спортивно-игровых комплекса, полоса  препятствий, тренажерную площадку ( 12 тренажеров 2 типов)

      Питомник (ива, рябина, ель ,береза, жасмин. спирея),огород лекарственных растений (календула лекарственная, мята перечная, ромашка аптечная, земляника, пижма. шиповник).